- Зачем дополнили баланс и что изменится в бухучете в 2020 году?
- Зачем в форму баланса ввели строку для обязательного аудита?
- Аудиторское заключение компания вправе сдать в ИФНС до 31 декабря года, следующего за отчетным. Возможно, что на момент сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС компании еще не известен аудитор, которой будет подтверждать отчетность. Как в этом случае заполнить новые строки баланса об аудите?
- Допустим, организация решила учитывать аренду по новому федеральному стандарту с отчетности за 2019 год. Можно ли применять новые правила перспективно без пересмотра показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы либо нужно произвести ретроспективный пересчет?
- Изменения в ПБУ 16/02 устанавливают новые правила для долгосрочных активов к продаже. Как отразить в отчетности информацию о таких активах?
- Какие изменения планируются в бухучете и отчетности в 2020 году?
Содержание статьи
Зачем дополнили баланс и что изменится в бухучете в 2020 году?
О новой форме балансе и изменениях в бухучете рассказал директор Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман.
Зачем в форму баланса ввели строку для обязательного аудита?
В заголовочную часть формы бухгалтерского баланса добавили два реквизита, связанные с аудитом отчетности. Первый — указание на то, что отчетность организации подлежит аудиту. Второй — основные сведения об аудиторской организации. Появление этих реквизитов обусловлено тем, что изменился порядок представления бухгалтерской отчетности.
С годовой отчетности за 2019 год единственным государственным адресом ее представления будет ФНС. С 1 января 2020 года ФНС вместо Росстата будет вести государственный ресурс бухгалтерской отчетности организаций. В этом публичном ресурсе сосредотачивается годовая бухгалтерская отчетность практически всех хозяйствующих субъектов. Причем в случае обязательности аудита отчетности в ресурс включается и аудиторское заключение о ее достоверности. Чтобы организовать сбор аудиторских заключений в государственный ресурс, в баланс ввели указанные реквизиты.
Аудиторское заключение компания вправе сдать в ИФНС до 31 декабря года, следующего за отчетным. Возможно, что на момент сдачи бухгалтерской отчетности в ИФНС компании еще не известен аудитор, которой будет подтверждать отчетность. Как в этом случае заполнить новые строки баланса об аудите?
О том, подлежит ли бухгалтерская отчетность обязательному аудиту, организация знает независимо от назначения аудитора. Поэтому с заполнением этого реквизита трудности отсутствуют. Что касается сведений о конкретном аудиторе, то в вашем примере данный реквизит останется незаполненным. После того, как организация определится с аудитором, необходимо будет скорректировать отчетность, представленную в государственный информационный ресурс.
Допустим, организация решила учитывать аренду по новому федеральному стандарту с отчетности за 2019 год. Можно ли применять новые правила перспективно без пересмотра показателей бухгалтерской отчетности за прошлые годы либо нужно произвести ретроспективный пересчет?
Организации обязаны применять ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды» начиная с бухгалтерской отчетности за 2022 год. При этом организация вправе принять решение досрочно применять этот стандарт, в том числе с отчетности за 2019 год. Последствия изменения учетной политики в связи с началом применения стандарта отражаются ретроспективно. То есть как если бы этот стандарт применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни. Однако для ряда случаев в ФСБУ 25/2018 предусмотрены исключения из этого порядка, облегчающие переход на новый порядок учета. Например, организация решила применять стандарт с 2019 года. Она вправе не применять его в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает в 2019 году. Кроме того, арендатор вправе признать по каждому договору единовременно на конец года, предшествующего году, начиная с которого применяется ФСБУ 25/2018, право пользования активом и обязательство по аренде с отнесением разницы на нераспределенную прибыль. При этом арендатор не признает влияние данного факта на другие объекты учета и не пересчитывает данные сравнительного периода (предшествующего отчетному года).
Обратите внимание, что названные исключения не являются обязательными: организация вправе следовать в своей учетной политике общему ретроспективному порядку.
Изменения в ПБУ 16/02 устанавливают новые правила для долгосрочных активов к продаже. Как отразить в отчетности информацию о таких активах?
Информация, связанная с долгосрочными активами к продаже, раскрывается в разных составляющих бухгалтерской отчетности. Величина этих активов отражается в бухгалтерском балансе. В зависимости от существенности информация в балансе представляется в виде отдельной статьи либо в составе прочих активов. И в первом, и во втором случае речь идет о разделе «Оборотные активы».
Финансовые результаты операций с долгосрочными активами к продаже, то есть прибыль или убыток от продажи этих активов, величина созданного в отчетном периоде резерва под их обесценение, изменения этого резерва организация показывает в отчете о финансовых результатах. При существенности эти результаты также формируют отдельную статью отчета. Если результат несущественен, то его приводят в отчете в составе соответствующего агрегированного показателя, например, «Прочие расходы» или «Прочие доходы». В этом случае в пояснениях организация должна указать наименование статьи отчета о финансовых результатах, в которую включен результат, связанный с долгосрочным активом к продаже.
В пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах нужно также включить описание долгосрочных активов к продаже, фактов и обстоятельств продажи, связанную с этими активами прибыль или убыток, статью отчета о финансовых результатах, в которую ее включили (за исключением случая, когда ее обособленно отразили в отчете).
Какие изменения планируются в бухучете и отчетности в 2020 году?
В 2020 году вступят в силу изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» и ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности». Кроме того, с 2020 года компании должны применять изменения в формах бухгалтерской отчетности, связанные с поправками в ПБУ 18/02.
Планируемые изменения в среднесрочной перспективе содержатся в Программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2019—2021 годы (утв. приказом Минфина от 05.06.2019 № 83н).
По рекомендации Совета по стандартам бухгалтерского учета Минфин принял к утверждению проекты федеральных стандартов по учету основных средств, нематериальных активов, незавершенных капитальных вложений, запасов. Они находятся на разных стадиях подготовки к утверждению. Например, до конца 2019 года будет утвержден стандарт по учету запасов; однако он вступит в силу не ранее 2021 года. Вероятнее всего в 2019 году появится уточненный проект стандарта по учету основных средств.
Совет по стандартам бухгалтерского учета приступил к экспертизе проекта стандарта о документах и документообороте в бухгалтерском учете. Началось публичное обсуждение проектов федеральных стандартов, посвященных учету доходов и бухгалтерской отчетности. Однако по этим проектам предстоит еще немалая работа.
Параллельно с подготовкой проектов федеральных стандартов мы готовим изменения в действующие правила учета, в частности, в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Они должны упорядочить вопросы учетной политики в группах организаций. Обсуждаются изменения правил инвентаризации. Эти изменения должны обеспечить большую свободу организаций в выборе сроков проведения инвентаризации.